Background Pic

КАРТИНКА И ЗВУК ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

ГлавнаяСтатьиИнтересные материалы о новых рекламных технологиях и носителяхКАРТИНКА И ЗВУК ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Накануне Олимпиады в Сочи в прессе прошла информация, что для показа соревнований будет использован видео-формат 8К, что привело заинтересованную публику в немалое возбуждение. Ещё бы, фирмы-производители только-только начали продвигать на рынок технику формата 4 К, и вдруг уже 8К. Однако этот стандарт уже не нов, он существует более пяти лет и называется SHV (Super Hi-Vision).

Поскольку мне довелось присутствовать на первой демонстрации этого формата в Европе, хочу поделиться впечатлениями и некоторой технической информацией.

Международный консорциум разработчиков

space_builder.jpg

super_hi_vision.jpg

Система новой технологии видеопоказа Super Hi-Vision создана инновационной группойBTF (Broadcast Technology Futures), в которую, кроме играющих ведущую роль японских специалистов из компании NHK и британцев изBBC, входят также немецкий исследовательский центр IRT и исследовательский центр CRITитальянской вещательной компании RAI. Система Super Hi-Vision включает визуальный ряд в формате 7680 × 4320 (то есть 33 мегапикселя!) и звуковое сопровождение в формате 22.2. Мне довелось побывать на демонстрационном показе, и, надо сказать, оно оставило потрясающее впечатление.

Демонстрационные ролики шли на экране размером примерно 6 × 3,5 м, причем зрители первого ряда сидели на расстоянии около 3 м и не испытывали никакого дискомфорта от близкого расположения, напротив, все мельчайшие детали изображения были отчётливо видны. Видеоконтент этих роликов был подобран так, чтобы наиболее ярко подчеркнуть все достоинства формата: крупный план одуванчиков, когда видны даже мельчайшие пушинки; быстрые капли струящегося фонтана; дальние планы пейзажей с чрезвычайно отчётливой передачей мелких деталей и т.п. Можно уверенно сказать, что по разрешению качество изображения превосходило не только все известные цифровые форматы, но и аналоговый проекционный кадр Kodak Supervision.

Аудитории показывали три разных по технике передачи контента вида презентаций: записанный демонстрационный ролик, прямую трансляцию из Лондона по сверхширокополосному кабельному IP-каналу и эфирную трансляцию из Турина по спутнику Atlantic Bird. В проекте трансляции и показа участвовали, помимо NHK и BBC, также RAI,BSkyBSonySamsungPanasonic CorporationSharp и Toshiba.

Объём передаваемой информации, естественно, гигантский — в несжатом виде минута занимает… 194 Гбайт!

При передаче по IP-каналу поток 24 Гбит/с сжимается до 640 Мбит/с с помощью MPEG-2, а многоканальное аудио передаётся в несжатом виде.
При передаче SHV-сигнала через спутник используется более плотная компрессия — до 140 Мбит/с, при этом видеопоток кодируется с помощью MPEG-4 AVC, а многоканальное аудио кодируется в ААС.

tvcamera_super.jpgЭта великолепная картинка сопровождалась аудиорядом в формате 22.2. Создатели системы решили дать звуку третье измерение, то есть распределить его ещё и по высоте. Хотя известно, что по вертикали разрешение человеческого слуха существенно хуже, чем по горизонтали, но оно всё же есть и мы в состоянии в значительной части диапазона определить, идёт звук сверху или снизу. Поэтому в системе 22.2 акустические системы расположены в три ряда вокруг слушателей: верхний ряд, включающий 9 каналов, — выше головы слушателя, в том числе один по центру потолка, средний ряд из 10 каналов — на уровне головы, и нижний ряд из трёх каналов находится на полу. Плюс к ним ещё два НЧ-канала (Схему расположения акустических систем можно увидеть на рисунке).

Впечатление от звучания — превосходное. Это действительно окружающий звук, без разрывов в панораме — оно и понятно, откуда им взяться при таком количестве каналов! Несравнима ни с чем ранее слышанным и локализация виртуальных источников звука — она абсолютно реальна, можно указать на источник с точностью до нескольких градусов. К тому же можно указать на этот источник ещё и по вертикали!

В самом деле, особенно впечатляет вот это совершенно новое и непривычное ощущение организованного вертикального  звучания, когда звук отдельных источников идёт снизу или сверху — и не потому, что акустические системы смонтированы под потолком, как в обычных кинотеатрах, а потому, что таков микс, таково сознательное звукорежиссёрское решение.

Творческие возможности

И это — самое интересное в данной технологии: какие творческие возможности может дать многоканальное микширование не в ставшем уже распространённым формате 5.1, а в следующих по сложности и потенциалу форматах. Правда, надо сказать, что мне удалось зайти в зал одним из первых и занять выгодное место в центре, тот самый sweet spot, когда слушатель находится на равном расстоянии от всех источников звука. В кинотеатрах с системой Dolby Surround на эти места самые дорогие билеты, потому что на местах с краю, особенно в последних рядах, получается совсем не та звуковая картинка, которую хочет создать режиссёр и звукорежиссёр — слушатель оказывается ближе к тыловым громкоговорителям, чем к фронтальным. Эта проблема так и не решена в кинематографе до сих пор.

Ради чистоты эксперимента и полноты представления я решил остаться на повторную демонстрацию и пересел на «дешёвые места». И это оказалось очень познавательным