Background Pic

Круглый квадрат: Светодиодные и ЖК экраны необычных форм

ГлавнаяСтатьиИнтересные материалы о новых рекламных технологиях и носителяхКруглый квадрат: Светодиодные и ЖК экраны необычных форм

Что принципиально нового можно изобрести в области ЖК-дисплеев? Казалось бы, уже почти ничего. Разве что… сделать их круглыми. Именно такие экраны стали появляться у японских и корейских разработчиков с 2007 года. Пионером в этом выступила компания Toshiba, но на пятки ей наступали и Samsung, и LG, и многие другие. Поначалу экраны эти были маленькими и появились в виде маркетинговой новинки на телефонах.

Круглый LCD экран фирмы Toshiba Круглый LCD экран мобильного телефона Samsung
Круглый LCD экран фирмы Toshiba Круглый LCD экран мобильного телефона Samsung

Или телефон-раскладушка фирмы Samsung с круглым дисплеем. Вряд ли такое решение продиктовано технологической необходимостью. Основная задача – продавать, а продается все то, что необычно, что кажется новым, не таким, как у других.

Круглые дисплеи производятся с помощью используемой для создания активных ЖК-матриц технологии низкотемпературных поликремниевых тонкопленочных транзисторов (p-Si TFT). Выпуск круглых ЖК-дисплеев показывает, что сейчас технологически вполне реально производить ЖК-экраны любой формы – круглой, треугольной, овальной и т.д.

Тут мы, правда, не должны забывать, что все новое – хорошо забытое старое. Первые ТВ кинескопы были круглые. Но ввиду того, что на краях изображение было нелинейно и здорово искажено, края прикрыли маской с прямоугольным окном. Обычное оборудование, изготавливающее ЖК-матрицы, рассчитано на выпуск “прямоугольников”. И просто так отрезать от готового дисплея кусок нужной формы невозможно. В случае, если требуется необычный экран, к примеру, круглый, треугольный или овальный, остаётся лишь закрыть серийный прямоугольник маской с вырезом.

Круглый светодиодный экран для Московского кинофестиваля 2013 Кольцевой светодиодный экран BT Tower в Лондоне
Круглый светодиодный экран для Московского кинофестиваля 2013 Кольцевой светодиодный экран BT Tower в Лондоне

Именно таким путем пошли сначала производители светодиодных экранов больших размеров. Обычные прямоугольные модули выкладывались квадратом, а затем “лишнее” закрывали широким бортиком, в результате чего получался “круглый” экран. Таким образом, например, сделали светодиодный экран для Московского кинофестиваля 2013 года.

Но такое доморощенное решение не могло остаться надолго. Производители светодиодных экранов уже с 2008 года начали изготавливать пластмассовые формы для светодиодных модулей со скошенными краями, чтобы при установке экрана можно было завернуть экран вокруг фасада дома или выставочного стенда.

Обновленный светодиодный видеокуб Madison Square Garden фирмы Daktronics Кольцевой светодиодный экран фирмы DynaScan с шагом 2 мм
Обновленный светодиодный видеокуб Madison Square Garden фирмы Daktronics Кольцевой светодиодный экран фирмы DynaScan с шагом 2 мм

Если вернуться назад, в далекий 2000 год, то первой попыткой создания гигантского изогнутого светодиодного экрана на фасаде здания был огромный светодиодный медиафасад здания биржи Nasdaq – этой иконы Times Square в Нью-Йорке. Нельзя не отдать должное разработчикам и конструкторам, сделавшим такое в самом начале развития светодиодных технологий. С тех пор этот медиафасад неоднократно обновлялся. Последняя замена этого медиафасада была выполнена в 2013 году фирмой Panasonic и сейчас его разрешение по вертикали достигает стандарта 4K Ultra High Definition.

Светодиодный медиафасад здания биржи NasdaqСветодиодный медиафасад здания биржи Nasdaq

С появлением новой технологии светодиодных “сеток” задача упростилась: огромные светодиодные медиафасады теперь закрывали всю поверхность зданий, которые далеко не всегда были плоскими.

Но по мере того, как развивалась и крепла сама технология производства светодиодов, менялись и инженерные подходы к построению экрана. Вскоре стало возможным строить огромные наружные 360° светодиодные экраны с превосходным обзором со всех сторон, и экраны вогнутые, что оказалось сложным не с точки зрения инженерной, а – программной: для сохранения пропорций изображения потребовалась программная подготовка видеопотока. Но для огромных отелей-казино в Лас-Вегасе – такие усложнения – лишь новый способ привлечь к себе внимание.

Конечно, пока прямоугольные светодиодные экраны выигрывают в количестве, но искривленные, круглые экраны также становятся все более востребованы рекламодателями, поскольку увеличивают угол обзора, привлекают к себе глаз необычной формой, лучше вписываются в архитектурные особенности некоторых улиц и домов.

Вот так понемногу светодиодный квадрат становится круглым.

 

Владимир Крылов, к.т.н.
Михаил Никуличев, к.ф.н.