Background Pic

Проекционное оборудование: критерии выбора проектора

ГлавнаяСтатьиИнтересные материалы о новых рекламных технологиях и носителяхПроекционное оборудование: критерии выбора проектора

Многообразие аудио-видео продуктов на российском рынке является, с одной стороны, очевидным благом, но, с другой стороны, создает  для потребителя серьезную проблему - проблему выбора. Очень плотная конкуренция на этом рынке заставляет производителей искать все новые технологические решения, направленные на повышение основных характеристик устройств, а также на внедрение и совершенствование опций, облегчающих использование сложной техники, позволяющих расширить список ее возможностей.
Применительно к проекционной технике, речь идет о технологических новациях, повышающих световой поток, улучшающих качество картинки, причем это достигается на фоне снижения веса, габаритов, энергопотребления и уменьшения цены проекторов. Современные проекторы оснащены функцией автоматической самонастройки, облегчающими «жизнь» пользователям, повышается портативность приборов,  совершенствуется возможность быстрой настройки презентаций, очень активно внедряются сетевые технологии и т.д.
Все это разнообразие технологий и новых возможностей обусловило появление на рынке огромного количества моделей проекционной и другой аудиовизуальной техники, разобраться в особенностях которой подчас трудно даже специалистам, не говоря уже о конечных пользователях. Поскольку техника такого рода все еще стоит немалых денег, выбор ее для конкретных условий использования представляет не только техническую, но и финансовую проблему.
Сравнение дисплейных технологий
Прежде всего, необходимо понимать, что какими бы совершенными ни были приборы отображения информации, на сегодня нет и быть не может универсальных средств, пригодных для всех случаев жизни, все эти приборы имеют некоторые ограничения, определяющие сферу их использования. В этом смысле было бы интересно понять, какое место занимает проекционная технология в ряду других дисплейных технологий, при этом рассмотрим только класс средств отображения информации коллективного пользования (СОИ КП), соответствующий английский термин Public Information Display (PID). СОИ КП можно определить как средства отображения, которые предназначены для предоставления группе людей видео и графической информации надлежащего качества на едином экране. Группа может состоять из нескольких человек или из нескольких тысяч.
В рамках этого класса систем, СОИ можно сравнить по возможной площади создаваемого качественного изображения или по возможности охвата определенной аудитории, так как эти понятия являются взаимосвязанными. Поскольку размер создаваемого дисплеем изображения принято выражать через величину диагонали экрана, измеряемую в дюймах (2,54см), можно нарисовать следующую шкалу:


Жидкокристаллические (ЖК) и плазменные –  активно излучающие дисплеи способны воспроизводить изображения высокого качества, имеют ограничения по размеру (ЖК макс. – 108 дюймов, Плазма макс. – 152 дюйма) и отличаются высокой ценой (в среднем 30-50 $/дюйм диагонали).
Видеокубы и рир-проекционные телевизоры, созданные на базе проекционных систем с обратной проекцией, характеризуются способностью воспроизводить изображения достаточно высокого качества, но имеют видимые стыки (при формировании систем из нескольких видеокубов) и занимают большой объем, хотя недавно на рынке появились лазерные проекционные телевизоры  толщиной всего 25 см. По цене эти устройства сравнимы с плоскопанельными, рассмотренными выше.
Светодиодные экраны отличаются высокой яркостью, надежностью, долговечностью, но низким разрешением, что определяет в основном их уличное использование. Эти экраны сегодня одни из самых дорогих – от 2,5 до 25 тыс. долларов за кв. метр.
Система:  мультимедийный проектор плюс отражающий или просветный экран – перекрывает практически весь диапазон коллективного использования средств отображения информации. Система может, при создании необходимых внешних условий, обеспечить высокое качество воспроизведения графики и видео, имеет самую низкую стоимость по сравнению с перечисленными выше средствами отображения информации.
 
Области применения проекторов
Будем говорить о семействе мультимедийных проекторов, и рассмотрим их классификацию с точки зрения  применения или с точки зрения решения конкретных задач визуализации. Здесь обычно выделяют области использования, каждая из которых характеризуется своим набором специфических требований и, которые учитываются производителем при создании проекторов:
§ Мобильные презентации – маленькие, легкие, надежные проекторы, оснащенные опциями быстрой настройки презентаций.
§       Бизнес-конференции, залы заседаний. К этому классу относят стационарные и портативные проекторы с большим диапазоном возможностей по обеспечению необходимой яркости и разрешающей способности (зависит от условий освещенности и величины аудитории). Чаще всего такие проекторы работают в комплексе с современными конференц-системами, со средствами обеспечения многопользовательского доступа к проекционной установке.
§       Учебные аудитории. Этот класс во многом пересекается с классом бизнес-проекторов, но имеет свои особенности, связанные с отсутствием опций по работе в составе конференц-систем, но с наличием опций по исключению несанкционированного использования, антивандальной и противокражной защиты, оснащаются средствами централизованного управления системой проекторов.
§       Видеосопровождение массовых мероприятий, концертов, шоу-программ. Эти проекторы отличаются высокими показателями по яркости, цветопередаче, оснащены большим набором объективов, аппаратно-программными средствами получения изображений большого формата от нескольких проекторов.
§       Диспетчерские пункты управления, штабные комплексы. Здесь используются надежные проекционные системы с возможностью комплексирования с действующей системой управления. Большое значение придается способности удовлетворять высоким эргономическим требованиям, предъявляемые к СОИ, предназначенным для непрерывной и длительной работы с оператором.
§       Рекламные установки. Этот класс мультимедийных проекторов должен обеспечивать работу в автономном режиме, характеризующемся длительными циклами. Имеет большое значение антивандальная защита и устойчивость прибора к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
§       Системы домашних кинотеатров. Производители проекционных систем уделяют большое внимание этому классу аппаратов, поскольку мультимедийные проекторы являются наиболее подходящими и все более популярными устройствами при создании домашних кинотеатров. Такие проекторы отличаются высокими показателями качества воспроизведения видеозаписей и ТВ программ, хорошей совместимостью с аппаратурой, воспроизводящей видео и аудио различных форматов, наличием всевозможных приспособлений для крепления проекторов и т.п. В настоящее время большими темпами растет производство мультимедийных проекторов, способных воспроизводить видео высокой четкости (HD) и стереоскопического (3D) видео.
Качество/цена
Среди критериев, определяющих соотношение качество/цена проектора, можно выделить следующие:
·                    Световой поток
·                    Разрешение
·                    Контрастность
·                    Цветопередача
·                    Надежность (долговечность)
·                    Удобство эксплуатации
·                    Дизайн
·                    Цена
·                    Эксплуатационные расходы
Прежде чем говорить об аспектах, определяющих качество  проектора, необходимо в двух словах остановиться на его устройстве.


 
Элементарное устройство проектора:
Лампа – источник светового потока
Оптическая система, формирует световые потоки внутри проектора, разделяет их на три основных цвета;
Модулятор (матрица из жидкокристаллических или микрозеркальных ячеек) формирует пиксельную структуру и управляет потоком света через каждый пиксель;
Объектив собирает световые потоки разных цветов и формирует на экране изображение необходимого размера;
Блок управления  (БУ) получает сигнал от источника изображения, преобразует в импульсы управления ячейками модулирующей матрицы.
 
Световой поток, измеряемый в ANSI люменах, является основной характеристикой, определяющей мощность проектора или способность создать необходимую яркость изображения, получаемого на экране. Диапазон яркости проекторов находится в пределах  от 600 до 30 000 ANSI люменов. Рекомендация простая – чем больше световой поток проектора – тем лучше, ограничением здесь являются цена и габариты проектора.
Разрешение – характеристика, определяющая качество изображения с точки зрения проработанности деталей, плавности линий и четкости графических образов. Здесь важно знать физическое (natural) разрешение проектора – количество ячеек в модулирующей матрице. В характеристиках проектора может быть указано гораздо большее, чем физическое разрешение, что означает способность прибора преобразовывать более высокое разрешение исходной картинки к физическому разрешению проектора.
Особенности восприятия человеком изображения связаны с более сильными эмоциональными реакциями на яркую, красочную картинку, чем на бледную, но с более высоким разрешением. Это нужно учитывать при поиске компромисса между яркостью и разрешением при выборе проектора. Диапазон разрешения современных проекторов находится в пределах от SVGA (600х800) до FullHD (1920х1080).
Контрастность – очень важная характеристика проектора. Это комплексный показатель, который определяет отношение величины яркости самых светлых к самым темным участкам изображения, создаваемого проектором. Очевидно, что чем больше это отношение, тем выше различимость изображения, читаемость графических символов, ярче и насыщеннее краски.
В характеристиках проектора обычно указывается т.н. собственный контраст, это отношение яркости белых и черных квадратов при проецировании на экран шахматного поля в условиях темной комнаты. В проекторах этот показатель достигает 2000:1. Для зрителя же важен реальный контраст изображения, который зависит и от собственного контраста проектора, но в большей степени от соотношения отраженного от экрана светового потока, который создан проектором (полезного потока), и паразитного потока, созданного внешней засветкой. Экрану все равно, что отражать – свет, излучаемый проектором или свет от других источников, поэтому, если вы не обеспечите преимущества полезному потоку света, вы получите на экране блеклое, трудно различимое изображение.
 В случае проекции понятие белого и черного относительны. Человек, находящийся в достаточно освещенной комнате и, которому демонстрируют на проекционном экране шахматное поле, скажет, что одни квадраты белые, другие, по крайней мере, темно-серые, хотя, до того как проектор был включен, он видел весь экран белым. Все зависит от контраста – отношения яркости белых и черных квадратов и, если этот контраст увеличивать, в какой-то момент темные квадраты зритель уверенно назовет черными. Это будет означать, что контрастное отношение превысило 10:1. Таким образом, проблема заключается в том, чтобы максимально повысить контраст.
Это достигается тремя основными способами:
- Увеличением мощности проектора (самый дорогой путь).- Применением обратной проекции (при наличии места позади экрана).- Созданием соответствующих условий внешнего освещения в месте установки экрана.Последний путь связан с организацией такой системы освещения, которая обеспечит хорошую освещенность рабочих мест и не будет засвечивать экран. Это, конечно, повлечет некоторые затраты, но они могут оказаться существенно меньшими по сравнению с полученной экономией при покупке проектора.
Цветопередача. Изображение может быть цветным, но неадекватно переданы цвета. Здесь все зависит, с одной стороны, от качества источника изображения и, с другой стороны, от соответствующей характеристики проектора. В этом отношении современные проекторы ведущих мировых производителей мало отличаются друг от друга, но, по мнению экспертов, наилучшие показатели в цветопередаче достигнуты проекторами, созданными на базе микрозеркальной технологии по трехчиповой схеме.
Надежность (долговечность). По этому показателю проекторы известных производителей также в среднем служат одинаково (из практики – 4-5 замен ламп). Здесь нужно скорее говорить о правильной эксплуатации, продлевающей срок службы проектора. Речь в первую очередь идет о проблемах, связанных с загрязнением оптической системы проектора, обусловленной работой вентилятора. В зависимости от степени загрязнения окружающего воздуха и степени загрузки проектора выбирается периодичность чистки оптической системы, которую обязательно нужно производить. Если же проектор эксплуатируется в тяжелых условиях, где в воздухе присутствует дым, копоть (кафе, бары, рестораны, казино), необходимо предусмотреть меры специальной защиты, когда проектор помещается в специальный бокс для дополнительной очистки воздуха.
Удобство эксплуатации проектора, дизайн. Здесь имеется в виду  автоматизация некоторых функций настройки проектора, обеспечивающая быструю подготовку прибора к работе и избавляющая пользователей от необходимости изучения мудреных инструкций. Этот показатель, наряду с дизайном внешнего вида прибора также может служить позицией, определяющей выбор проектора.
Наконец, коснемся финансовой стороны процесса  выбора проекционной системы. Это наиболее чувствительный элемент упомянутого процесса, как для покупателя, так и для продавца. Если встать на позицию покупателя, то его проблема заключается в том, чтобы купить проектор способный наилучшим образом решить поставленную задачу и при этом потратить минимум денег. Решение этой проблемы содержит два основных момента: первый, это подобрать проектор, предназначенный для решения именно заданного класса задач (зачем вам прибор, снабженный  набором функций,  которые вы никогда не сможете использовать); второй момент – подобрать проектор, который имеет минимальные и, в то же время, достаточные для получения желаемого результата характеристики, имея в виду, что яркость и  разрешающая способность - два параметра, очень сильно влияющие на стоимость проектора.
Если первый момент реализовать достаточно просто, со вторым дело обстоит сложнее. Здесь многое зависит от грамотного учета условий и особенностей создания конкретной системы отображения  информации и, как раз здесь допускаются ошибки, которые приводят либо к неудовлетворенности полученным результатом, либо задача решается за счет неоправданно больших расходов.
Рассмотрим пример создания системы отображения информации для учебной аудитории. Что необходимо предпринять в этом случае:
a.  Измерить уровень максимальной освещенности помещения в месте установки экрана. Если этот уровень высок, постараться принять меры по его снижению.b. Рассчитать необходимый размер экрана, который зависит от характера воспроизводимой информации, размера и формы аудитории.c. Учитывая результаты по пунктам а) и в) определить необходимый световой поток проектора, который обеспечит достаточно контрастное изображение в поле экрана.d. Определить необходимый набор опций проектора, необходимые аксессуары, которые облегчат решение поставленной задачи.e. Проанализировать модельный ряд приборов, предлагаемый рынком, и выбрать оптимальный вариант.Применение данного подхода при выборе проектора, а тем более нескольких проекторов, позволит получить весьма ощутимую экономию средств.
При создании достаточно сложных систем, включающих в себя не один проектор, необходимо заранее подумать и об эксплуатационных затратах. Они могут быть достаточно большими, т.к. проекционные лампы, дающие наибольший вклад в эти затраты, не вечны и их порой приходится менять. Например, в случаях, когда проекторы предполагается использовать в непрерывном цикле (диспетчерские пункты, реклама), имеет смысл приобрести более мощные приборы и эксплуатировать их в экономичном режиме, что существенно продлит жизнь ламп и повысит надежность системы в целом.
 В рамках короткой статьи невозможно рассказать обо всех нюансах, возникающих в процессе выбора оптимального решения при создании системы отображения информации для конкретного случая. Они связаны с многообразием предлагаемой проекционной техники и еще большим многообразием этих самых «конкретных случаев», поэтому лучшее, что можно порекомендовать - это воспользоваться  помощью квалифицированных специалистов.